С вечера 8 февраля банки перестали выдавать льготные кредиты на покупку российских машин с двигателями внутреннего сгорания. Теперь льготы будут только на электромобили.
С вечера 8 февраля в России банки перестали одобрять льготные автокредиты на покупку бензиновых автомобилей российской сборки, участвующих в госпрограмме. Это связано с перераспределением средств в пользу собираемых в России электромобилей. Выпуск последних в 2023 году планируется увеличить в девять раз.
Какие скидки отменили и какие оставили
До последнего времени отечественные автомобили, участвовавшие в госпрограмме, можно было купить на условиях льготного автокредитования. За взятый кредит государство компенсировало 20% от стоимости машины банку. Покупатель при этом экономил чуть меньше, так как должен был платить проценты по кредиту. Но финальная стоимость машины все равно оказывалась ниже, чем если сразу брать ее за наличные.
Однако сейчас банки льготные автокредиты по госпрограмме выдавать перестали. Корреспондент Autonews.ru объехал несколько дилерских центров, и в салоне Lada ему подтвердили, что последний из трех банков заморозил выдачу кредитов вечером 8 февраля. В салоне Haval заявили, что с 9 февраля выдача льготных кредитов прекращена, а дилер «Москвича» отметил, что льгот для них не было, а теперь и не будет.
«Со вчерашнего дня все субсидии по льготному автокредитованию перенаправлены только на покупку отечественных электромобилей. Наш электрический «Москвич 3е» по льготной госпрограмме купить будет можно, но не раньше весны», — рассказал продавец.
Эту информацию Autonews.ru подтвердил и источник в одном из российских автоконцернов, заявив, что действительно льготные автокредиты теперь будут выдавать только при покупке электрических автомобилей.
На отечественные электромобили дается похожая скидка, но в размере 25%, а не 20%, при этом общая сумма дотации в 2023 году не может превышать 625 тыс. руб. за одну машину. Сейчас они распространяются только на автомобили марки Evolute, льготы на «Москвич 3e» обещают позже. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин не исключает, что решение связано именно с лоббированием со стороны Evolute.
«Сейчас только Evolute участвует в госпрограмме льготного кредитования на покупку электромобилей. И все равно эти машины стоят существенно дороже бензиновых Lada Granta и Niva. Деньги при этом идут из госбюджета, который наполняется в том числе за счет акцизов от продажи бензина», — напоминает Шапарин.
Кто принял решение о перераспределении средств
В среду, 8 февраля, как раз перед тем, как банки перестали выдавать льготные автокредиты, первый вице-премьер Андрей Белоусов провел «стратегическую сессию» по развитию электротранспорта в России. Официальный пресс-релиз от Минпромторга не сообщает о цели этой сессии, а также о ее прямых результатах. Однако в нем сказано, что в 2023 году производство электромобилей в России планируется увеличить в девять раз — до 18 тыс. штук. Источники Autonews.ru подтверждают, что именно на поддержку продаж этих 18 тыс. машин и будут перераспределены средства, ранее выделенные на поддержку всего автопрома.
В официальном ответе Минпромторга на запрос Autonews.ru не подтвердили и не опровергли решение о том, что теперь электромобили оказались в приоритете. Там лишь напомнили, что на льготное автокредитование электромобилей в 2023 году по госпрограмме выделено 5,1 млрд руб. и что «программа льготного автокредитования — это гибкий механизм, который реагирует на изменения автомобильного рынка». «Минпромторг России отслеживает и анализирует ситуацию, складывающуюся на рынке, в частности уровень спроса и доступности автомобилей», — сказано в сообщении.
Предоставление субсидии в размере 625 тыс. руб. на покупку каждого из 18 тыс. выпущенных электромобилей потребует 11,2 млрд. Иными словами, выделенных 5,1 млрд даже на половину от электромобилей не хватит.
Ранее о необходимости поддержки с помощью госпрограммы льготного автокредитования исключительно производителей с высокой степенью локализации не раз говорил глава АвтоВАЗа Максим Соколов. По сведениям Autonews.ru, он присутствовал и на совещании у Белоусова, где в жесткой форме продолжал настаивать на своей позиции.
Был на совещании и исполнительный директор выпускающей Evolute компании «Моторинвест» Андрей Резников. От комментариев представители АвтоВАЗа и Evolute отказались.
Еще один источник Autonews.ru сообщил, что на усилении поддержки электротранспорта настаивали, в частности, представители Москвы и Нижегородской области.
Эксперты, впрочем, не считают АвтоВАЗ главным пострадавшим от решения чиновников. Как заявил Autonews.ru независимый аналитик Владимир Беспалов, в текущей ситуации на российском авторынке господдержка машин с классическими ДВС развитию отрасли не поможет.
«В текущих условиях на авторынке в России, особенно если говорить про автомобили с двигателями внутреннего сгорания, предоставлять льготы и субсидии на покупку автомобиля не совсем целесообразно. Исключение может составить, к примеру, социальная поддержка инвалидов. С точки зрения стимулирования рынка эта мера поддержки не так оправданна. У нас сложился дефицит автомобилей, цены высокие, и никакой задачи такая субсидия по большому счету не решает», — считает Беспалов.
Говоря про господдержку на автомобили АвтоВАЗа, который был главным бенефициаром программы, аналитик заявил, что компания сможет реализовать производимые ими автомобили и без господдержки по текущим ценам с учетом сложившегося дефицита на рынке.
«Для АвтоВАЗа есть более существенная проблема — это поиск комплектующих, поддержание стабильного производства и расширение модельного ряда. Я думаю, что больших проблем со сбытом машин у компании быть не должно, если только совсем не заламывать цены», — сказал аналитик. Отметим, что сегодня корреспонденту Autonews.ru в дилерском центре Lada сообщили, что сейчас с завода из-за нехватки краски поступают только машины в черном цвете, хотя другие цвета еще есть в наличии.
По мнению Беспалова, субсидии со стороны государства целесообразно направлять бизнес-структурам: например, поддерживая сервисы такси и каршеринга.
«Выделение субсидий на покупку машин никакого значительного влияния на развитие автопрома не оказывает. Если бы компании еще могли с их помощью произвести больше автомобилей, но этого не происходит. И с точки зрения развития модельного ряда это тоже пустая трата денег. Эти субсидии логично направить на создание производства локализованных компонентов, на развитие НИОКР, то есть на развитие автопрома в целом. Проблема в том, что автомобили с ДВС — это вчерашний день. Мы видим, что мировой тренд — уход к электрокарам, осуществлять инвестиции в развитие ДВС нет большого смысла. И при правильно выстроенной политике развития электроотрасли сократить разрыв между нашим и международным автопромом будет гораздо проще», — считает аналитик.
При этом он подчеркнул: пока локализация электрокаров в России находится на начальном уровне, но в дальнейшем для получения субсидий и господдержки автокомпании должны увеличивать ее глубину и создавать собственные платформы.
«Сейчас есть проблема с насыщением рынка, и проблему надо решать быстро. В дальнейшем мы должны постепенно уходить от сборки иностранных автомобилей к собственным технологиям и компонентной базе», — заключил Беспалов.
Напомним, что АвтоВАЗ также планирует начать выпуск электромобилей на базе универсалов Lada Largus. Однако в 2023 году стартует только опытная сборка таких машин.