Содержание
Штрафы за езду без ОСАГО хотят поднять, за шум от автомобиля придется заплатить в десять раз больше, а средняя скорость может вернуться: какие новые наказания ждут водителей в 2023 году.
В 2023 году автомобилистам стоит приготовиться к повышению ряда действующих штрафов и появлению новых. Кроме того, дорожные камеры уже научились распознавать дополнительные составы нарушений. При этом количество «умных» устройств будет увеличиваться — такие планы прописаны в программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), следовательно, фиксаций и штрафов станет больше. Разбираемся, о чем важно знать водителям уже сейчас.
Штраф за управление автомобилем без ОСАГО потребовали поднять в пять раз
Увеличить штраф для водителей, которые игнорируют требование страховать свою ответственность, потребовали в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Так, сейчас за поездки без полисов ОСАГО инспекторы ГИБДД штрафуют на 800 руб. В РСА считают такое наказание малозначительным и предложили поднять штраф до 5 тыс. руб. Как отмечают страховщики, эта сумма сравнима с ценой полиса — правда, это утверждение справедливо только для водителей с безупречной репутацией и огромным стажем.
За шумные автомобили начнут штрафовать минимум на 5 тыс. руб.
«Откровенно недостаточным» назвали штраф в 500 руб. за нарушение тишины автомобилистами авторы законопроекта о повышении наказания для водителей за такое поведение. В разработанном законопроекте, который уже успешно прошел первое чтение в Госдуме, штраф предлагают поднять минимум на 5 тыс. руб. При этом регионы смогут при желании вводить и повышающие коэффициенты. Документ разработали в Мосгордуме, при этом его изначально готовили для вывода на федеральный уровень.
Авторы документа обратили внимание, что в настоящее время одной из острых и актуальных проблем населенных пунктов, особенно городов-миллионников, стала проблема повышенного уровня шума от автомобилей, мотоциклов, квадроциклов и другого автотранспорта. Там также указали на особою проблему с водителями, которые специально проводят тюнинг своих автомобилей так, чтобы производить еще больше шума (в автомобили устанавливают специальные модифицированные системы выхлопных газов), или же вовсе ездят с неисправными глушителями, или же устанавливают мощное музыкальное оборудование и ездят с громкой музыкой. При этом, как не раз признавались в разговорах сотрудники ГИБДД, штрафовать таких автомобилистов за шум у них прямой возможности нет, поскольку в законодательстве это понятие весьма размыто. Поэтому инспекторам приходится искать сопутствующие нарушения — например, незаконный тюнинг.
В случае, если документ успешно пройдет все чтения в Госдуме, ситуация изменится. Документ предоставляет возможность регионам самим устанавливать размер штрафа в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя, при этом для граждан размер штрафа может превышать 5 тыс. руб. В Москве уже рассказывали, что в столице штраф в 5 тыс. руб. будет базовым. Его планируют умножать на повышающие коэффициенты — в зависимости от мощности мотора. Так, собственники автомобилей с моторами не мощнее 200 л.с. будут платить те самые 5 тыс. руб.
За автомобили с моторами мощнее 200 л.с. придется платить больше — дополнительные 5% от суммы штрафа 5 тыс. руб., то есть каждые дополнительные 10 л.с. будут стоить 250 руб. Например, штраф за нарушение тишины с владельца внедорожника G-Glass Brabus мощностью 700 л.с. составит 17,5 тыс. руб. Владельцу BMW X6 с мотором 286 л.с. придется заплатить 7 тыс. руб., а «Феррари Страдале» (орфография законопроекта сохранена) с мотором в 1000 л.с. — 25 тыс. руб.
Что касается мотоциклов, то здесь за шум дополнительные 250 руб. за каждые 10 л.с. будут начислять владельцам двухколесных транспортных средств мощностью более 50 л.с. Например, владелец слишком шумного Honda Fireblade c 218-сильным мотором получит штраф в размере 9 тыс. руб. При этом в столице такое нарушение уже научились фиксировать с помощью дорожных камер.
Такие изменения в региональных КоАП в Москве и в других регионах смогут принять после вступления в силу федерального законопроекта.
Штрафы за неоплаченную парковку идут в регионы
В 2023 году в России будет появляться больше платных парковок. Такие рекомендации содержатся в распоряжении Минтранса, которое в ведомстве разослали во все регионы в конце ноября 2022 года. Согласно данным, с которыми ознакомился Autonews.ru, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети. В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.
Чтобы отбить у автомобилистов желание надолго парковать свои машины рядом с объектами нежилого назначения, например с офисами, торговыми центрами, совмещенными с жилыми помещениями, в Минтрансе рекомендовали применять финансовые и нефинансовые меры «по дестимулированию длительного хранения транспортных средств на парковочных местах, востребованных для временного хранения посетителями объектов». Это в том числе введение платы, ограничение доступа (это может быть установка шлагбаумов), установление определенного режима работы.
Местные власти различных регионов уже рассказали, что планируют воспользоваться предложенными в документе методами. Учитывая, что даже опытные москвичи нередко не успевают разобраться и быстро оплатить стоянку, за что приходят штрафы на 5 тыс. руб., в непривыкших к оплате стоянки регионах первое время без неожиданных постановлений обойтись вряд ли получится.
Штрафы за среднюю скорость: регионы уже попросили их вернуть
В 2023 году продолжится дискуссия вокруг возврата штрафов за превышение средней скорости на отдельных отрезках дорог. В настоящее время в ГИБДД не могут оформлять такие постановления из-за отсутствия в КоАП точной нормы. На этот пробел в законодательстве в 2019 году указал Верховный суд.
«Материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать информацию о месте и времени нарушения», — говорится в решении ВС. Этих данных в постановлениях о превышении средней скорости не было, и в МВД решили отказаться от такой фиксации.
Однако, по данным Autonews.ru, норма относительно оформления постановлений за такое нарушение на основе данных с комплексов фиксации должна быть прописана в проекте нового КоАП — такое поручение МВД, Минюсту и Минтрансу еще в 2021 году дал вице-премьер Марат Хуснуллин. При этом свежую официальную версию КоАП Минюст пока не публикует и держит в секрете.
Кроме того, о необходимости вернуться к практике фиксации превышения средней скорости на отдельных участках дорог регулярно напоминают в ЦОДД Москвы.
А в конце 2022 года о необходимости вернуть такую меру заявил экс-начальник Управления ГИБДД МВД по Татарстану Рифкат Минниханов на конференции «Безопасность дорожного движения: эффективные шаги к нулевой смертности», которая состоялась в Казани во время форума «Дорога-2022».
«Приостановка фиксации такого нарушения, как превышение средней скорости на конкретном участке, привело в Татарстане к негативным последствиям. Если ранее большинство зафиксированных превышений скорости укладывались в лимит +20–40 км/ч, за которые штрафовали на 500 руб., то теперь после ДТП мы видим на спидометрах 160–180 км/ч», — заявил в октябре Минниханов.
Эксперт объяснил, что водители все чаще пользуются навигаторами и прочими устройствами, которые предупреждают о камерах на дорогах. Получается, что автомобилисты успевают притормозить перед комплексом, а после — снова разогнаться. При фиксации средней скорости соблюдать ПДД им пришлось бы на всем участке дороги.
В ГИБДД пока это предложение не поддержали.
Новые штрафы в 2023 году
Штраф за брошенные автомобили
В проекте нового КоАП есть и еще одна новая статья, без обсуждения которой в 2023 году не обойтись, — это ст. 16.10 «Нарушения требований в области благоустройства территории, совершенные с использованием транспортных средств», речь идет о брошенном во дворе автохламе.
Согласно предложенным изменениям, оставление в нарушение установленных требований благоустройства территории разукомплектованных и (или) брошенных автомобилей повлечет предупреждение или штраф от 1 тыс. до 3 тыс. руб.
Мойка машин во дворах и парковка на газонах
Есть в проекте нового КоАП и ответственность за мойку автомобилей в запрещенных местах. Например, во дворах или на берегах рек. За это будут наказывать штрафом от 1 тыс. до 2 тыс. руб.
Остановка на газонах, цветниках и иных территориях, занятых зелеными насаждениями, равно как и проезд транспортных средств по этим объектам, повлечет штраф от 1,5 тыс. до 4 тыс. руб.
За остановку, парковку, проезд по детским игровым и спортивным площадкам выпишут штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. А при автоматической фиксации пришлют постановление на 2,5 тыс. руб.
Штрафы с камер за шум, фары и непристегнутые ремни
Усовершенствование алгоритмов распознавания и внедрение дополнительных нейросетевых технологий позволило за последние два года запустить новые виды фиксаций нарушений ПДД с помощью камер, в том числе непристегнутый ремень безопасности, непредоставление преимущества пешеходам на нерегулируемых перекрестках, выезд на запрещающий сигнал светофора и контроль знака «стоп», поворот направо/налево не из крайней полосы, проезд по островкам безопасности. В 2022 году операторы и разработчики дорожных камер провели новые тестирования и готовы расширять возможности устройств в разных регионах — если комплексы новые, зачастую достаточно обычной перепрошивки, чтобы расширить перечень фиксируемых составов, что также приведет для автомобилистов к риску получить новые штрафы.
К примеру, в «МВС Груп», операторе дорожных камер в Московской области, рассказали Autonews.ru, что технически готовы к запуску следующих видов автоматической фиксации:
- движение без включенного света фар или ходовых огней;
- использование мобильного телефона за рулем;
- несоблюдение безопасной дистанции;
- нарушение ограничения максимальной разрешенной массы.