Эксперты рассказали, каких неприятных сюрпризов можно ожидать даже от новых машин из Поднебесной и как обстоят дела с запчастями и расходниками для них.
На изрядно сократившемся автомобильном рынке России, который за прошлый год покинуло большинство зарубежных брендов, теперь безраздельно властвуют отечественные и китайские марки. По итогам января 2023 года, даже несмотря на падение сбыта новых авто на 47% к тому же месяцу годом ранее, продажи «китайцев» выросли в разы.
Для многих россиян продукция из Поднебесной стала чуть ли не единственным вариантом покупки новой иномарки за адекватную по нынешним меркам цену. Но если с качеством, надежностью и доступностью запчастей наших «Лад» и УАЗов все понятно, то к продолжающим появляться в России китайским новинкам вопросов хоть отбавляй.
Авто Mail.ru спросил у экспертов и участников рынка, страховщиков, автодилеров и автосервисов, с какими трудностями могут столкнуться покупатели новых китайских авто в России. А также хватает ли сейчас дилерам китайских марок запчастей и расходников для обслуживания таких машин.
Страховка
Китайские автомобильные бренды продвигаются по российскому рынку широким уверенным шагом. Под них перепрофилируются дилеры и заводы, доля авто из Поднебесной растет в корпоративных парках, включая такси и каршеринг. Ввоз новых автомобилей в Россию продолжается, а возможность их заказа в производство сохраняется. Нет приостановления гарантийных обязательств, так как нет перебоев поставок запчастей. Все это делает «китайцев» привлекательными для массового сегмента и в том числе отражается на стоимости страховки таких автомобилей.
«Китайский автопром показал снижение стоимости каско на ряд моделей после всплеска цен весной прошлого года, — рассказал вице-президент по автострахованию компании “Ренессанс страхование” Сергей Демидов. — В частности, на некоторые модели Haval снижение составило до 15−20%. В первую очередь это произошло благодаря адекватному предложению запчастей. Для сравнения — средний рост стоимости каско за март 2022 — январь 2023 года по зарубежным и отечественным маркам составил 24%».
Наличие запчастей
«Надо отдать должное китайским автопроизводителям, тот же Haval хранит у себя на складах 95% запчастей, тогда как европейцы в свое время держали порядка 86%», — описал ситуацию с запчастями руководитель отдела по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев. Слова эксперта подтвердили в российских офисах ведущих автомобильных брендов из Поднебесной. «Критических сложностей с поставками запчастей нет, а сервисный уровень центрального склада в России составляет 92%», — рассказали в пресс-службе Geely Motors.
«У АО “Чери Автомобили РУС” — дистрибьютора марок Chery, Exeed и Omoda — в России есть два центральных склада — в Московском регионе и в Красноярске, — пояснила Авто Mail.ru руководитель пресс-службы Евгения Никитена-Кацарская. — Там находится стратегический запас запчастей примерно на 3 месяца и расходников не меньше чем на полгода. Такие объемы были утверждены компанией еще в период пандемии, и она продолжает их поддерживать и по сей день. Кроме того, у дилеров есть свои запасы запчастей. И если у них что-то вдруг заканчивается, необходимые детали и расходники поставляются с центральных складов».
Подбор запчастей
«Раньше проблемой считались сложности с подбором автозапчастей. Не было нормальных каталогов, да и сейчас не всегда найдутся, — поделился директор по развитию сети “Кореана” Михаил Мартынов. — Поэтому лучше выбирать китайские автомобили исходя из их распространенности. В тройке лидеров: Chery, Geely и Haval».
«При подборе запасных частей, помимо артикула и номера, также необходимо руководствоваться фотографиями отбираемого оборудования, поскольку мы не раз встречались с ситуацией, когда автомобиль в одной и той же комплектации, но произведенный в разных кварталах одного и того же года, имеет конструктивные особенности по тормозной системе и системе охлаждения», — рассказал директор компании «АРС-практик» Антон Лысков.
«В случае поломки карданного вала, владельцам китайских машин сейчас точно не стоит переживать о наличии запчастей. Оригинальных — в избытке, а если все-таки будут какие-то краткосрочные локальные перебои — эти комплектующие часто взаимозаменяемы с японскими деталями. Например, на Haval F7 в данный момент устанавливают крестовины GUT-23 под стопорные кольца японского производителя GMB, которые ранее устанавливали преимущественно только на Toyota Land Cruiser», — рассказал директор по развитию компании «КарданБаланс» Александр Приходько.
Гарантия и ремонт
«Последние несколько лет китайские автопроизводители налаживают процессы, связанные с поставкой автомобилей и запчастей в Россию. Обслуживание авто из Китая стало доступнее в нашей стране, — рассказали в пресс-службе ГК Автодом. — Китайские компании активно развивают представительскую сеть. Представители китайских брендов открыли в РФ единые склады запчастей и современные сервисные центры, где квалифицированные специалисты ремонтируют в том числе и сложные агрегаты».
Гарантийный срок на автомобили из Китая составляет от 3 до 7 лет. К примеру, марка Exeed предоставляет своим клиентам целых 7 лет гарантии или 200 000 км пробега. Периодичность плановых техобслуживаний у китайских авто — фиксирована по километражу. Владельцам автомобилей Chery и Geely посещать ТО необходимо после 10 тыс. км пробега, в среднем один раз в год. Для авто Haval периодичность техобслуживания — от 10 тыс. до 15 тыс. км, в зависимости от моделей и года выпуска.
О новинках и их «болячках»
«К сожалению или к счастью, но статистика поломок автомобиля у каждого бренда конфиденциальна, — рассказал директор по развитию и корпоративному управлению компании “Нижегородец” Алексей Макаров. — Однако так как я вижу сколько работы у инженеров по гарантии, могу сказать, что автомобили, произведенные в Китае, ломаются столько же, сколько автомобили японских и европейских брендов. Качество сборки и надежность агрегатов в них находится на очень высоком уровне».
Всегда есть небольшие риски при покупке абсолютно новой модели. Может обнаружиться «болячка», которую производитель старается сразу же устранить: либо по отзывной кампании, либо распространением бюллетеня о необходимости обращать внимание на работу элемента. Еще бывает так, что в первый месяц продаж не поступили в достаточном количестве кузовные элементы, но эти нюансы встречаются у всех брендов, добавил эксперт.
Главные проблемы
«Когда мы говорим о “болячках”, присущих китайским автомобилям, — мы подразумеваем машины бюджетного сегмента стоимостью до 3 млн рублей. Сейчас есть три основные проблемы, с которыми с большей вероятностью в 2023 году столкнутся покупатели автомобилей из Поднебесной, — рассказал директор по развитию “КарданБаланс” Александр Приходько. — Первая — коррозия. Несмотря на то, что китайские автопроизводители декларируют, что теперь все новые модели проходят полную оцинковку кузова, по факту агрессивная среда, суровый климат, и другие внешние факторы быстро приводят к повреждению лакокрасочного покрытия авто и неминуемо запускают коррозионный процесс».
«Вторая проблема — слишком нежная подвеска, часто не подходящая к нашим дорожным условиям. Это часть глобальной проблемы адаптации китайских автомобилей к российскому рынку. Одно дело если вы приобретаете авто для поездок внутри МКАД, другое — если эксплуатация в климатических условиях Сибири и Урала, особенно при регулярной езде по грунтовкам и разбитым дорогам. Она приводит к появлению усталостных трещин пружин, люфтов деталей и выходу из строя подвески уже на пробеге от 70−80 тыс км. Третья проблема — использование тонкого металла и деталей, не предназначенных к высоким поперечным нагрузкам и скручиванию. Так, самая частая проблема с карданными валами китайских авто — это деформация трубы кардана, и выход из строя одной или несколько его крестовин одновременно».
Мнения владельцев
Сейчас доля китайских машин на рынке, по данным Автокода, составляет более 20%. И если говорить о первых отзывах владельцев нового «китайца», то поначалу они будут положительными. Эти автомобили соответствуют заявленной цене, у них современный дизайн, хорошая вместительность и проходимость. Но русскому человеку «вместительное авто» также нужно для того, чтобы ездить на дачу, по лесам и за город. И здесь китайский автопром не до конца учитывает особенности нашего ландшафта, погоды и состояние дорог. Поэтому первый минус, на который обращают внимание владельцы нового внедорожника из Поднебесной — лакокрасочное покрытие.
В первые несколько лет владения именно оно дает трещину (в прямом смысле слова), а вслед за «царапками» появляется и ржавчина. Поэтому профессионалы авторынка советуют дополнительно обрабатывать низ кузова и днища нового авто. Среди минусов «китайцев», клиенты «Автокода» также часто называют некачественную электронику. Ну и самое важное — это контрафактные запчасти, которые сейчас делают «в гараже на коленке» и продают неопытным владельцам, как лицензированные. Нужно тщательнее выбирать сервис и поставщика, а если есть возможность — до последнего обслуживаться у дилера или официального представителя.
Подбор автомобилей из Европы и Америки под ключ! — AUTO-EXPERT67