Доля автомобилей китайских брендов выросла с февраля 2022 года на фоне падения рынка в России: при этом производители воспользовались доминирующим положением и взвинтили цены. Что будет дальше и есть ли альтернативы
К концу зимы 2023 года в салонах российских автомобильных дилеров почти не осталось иномарок европейских, американских, японских и корейских брендов. Сохранившиеся запасы годовой давности дилеры пытаются безуспешно продать по завышенным ценам. На этом фоне покупатели вынуждены выбирать между продукцией российского или китайского автопрома. Машины из КНР уже в январе 2023 года заняли 38% рынка и это при росте цен на их модели на 500 тыс.—1 млн руб. Разбираемся, на чем теперь будут ездить россияне.
Рост доли «китайцев» на фоне падения рынка
Первые автомобили китайских брендов появились в России более 15 лет назад, однако долгое время их доля на рынке не была существенной. По данным агентства «Автостат», сейчас в стране зарегистрировано 830 тыс. китайских машин, что составляет всего 1,8% от автомобильного парка.
За 2021 год, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в стране было продано 115 700 новых машин из КНР, а их доля на рынке составила 6,94%. Но 2022 год все изменил.
Продажи китайской автомобильной техники в 2022 году выросли незначительно — до 123 572 автомобилей за год. Но из-за падения остального рынка их доля выросла почти в 2,5 раза, до 17,98%. Напомним, что весной прошлого года большинство западных, а также японских и корейских компаний либо полностью ушли из России (как, к примеру, сделал Mercedes-Benz), либо сократили свою деятельность до сервисной поддержки проданной ранее техники — так поступил, например, концерн Stellantis, представляющий марки Peugeot, Citroen и Opel.
Наиболее наглядно рост популярности китайских машин виден в списке топ-25 самых продаваемых новых автомобилей от АЕБ. По итогам 2021 года там не было ни одной машины из КНР, а в 2022 году их в топ-25 оказалось уже четыре.
При этом товарные запасы автомобилей иностранных марок, ввезенных или собранных на российских заводах до февраля 2022 года, за год практически иссякли, в чем корреспонденты Autonews.ru не раз убеждались, общаясь с дилерами зимой 2023 года. Результатом стало значительное увеличение доли продаж китайских брендов уже в январе 2023 года.
По данным того же «Автостата», за месяц в стране было продано 45,2 тыс. новых машин, из которых 17,2 тыс. пришлось на китайские бренды, а это уже 38% рынка. Из статистики АЕБ за январь выходит, что доля новых китайских машин составила 28%, но там не учитываются продажи Chery и дочерних брендов Exeed и Omoda, так как эти компании предоставляют свои данные лишь один раз за год, а не ежемесячно. С учетом этих марок значение в 38% не выглядит нереалистичным.
Москва и Санкт-Петербург последовали за трендом
Отдельным трендом выглядит увеличение доли китайских машин в структуре продаж Москвы и Санкт-Петербурга. По данным «Автостата», в январе продажи новых автомобилей из КНР в столицах достигли примерно 60%. При этом речь идет в первую очередь об официальных поставках, хотя малыми партиями завозят и машины по параллельному импорту в том числе таких марок, которые официально в России не представлены, например Zeekr или Li Auto.
Доминирует на рынке тройка производителей из КНР. Это Chery, Great Wall и Geely, а также их производные марки, как тот же Exceed. В меньшем объеме продаются машины брендов Chengan и FAW.
При этом источник Autonews.ru среди московских дилеров отмечает рост случаев сдачи свежих китайских машин в трейд-ин. «Клиентов соблазняет богатство опций, но, поездив несколько месяцев, они так и не могут свыкнуться со специфической эргономикой и ищут варианты среди привычных марок, в том числе ввозимых по параллельному импорту», — заявил собеседник.
Статистика подтверждает это наблюдение лишь отчасти. В 2022 году продажи китайских автомобилей на вторичном рынке снизились на 3%, но весь рынок подержанных машин упал на 19%, так что доля машин из КНР выросла и там с 1,7 до 2,0%. А так как в автопарке России больше всего именно свежих китайских автомобилей, можно предположить, что их перепродают чуть чаще, чем машины других марок.
Русские снаружи, китайские внутри
Со второй половины 2022 года к китайским брендам в России стали добавляться машины отечественных марок, собираемых из китайских комплектующих. Это электромобили Evolute, выпускаемые на заводе «Моторинвест» в Липецкой области из машинокомплектов Dongfeng, новые «Москвичи», являющиеся кроссоверами JAC JS4 с другой эмблемой, а также фургоны и грузовички Sollers, представляющие собой все те же JAC, но с российской эмблемой.
Более того, в 2023 году данный список пополнит и Lada. Концерн «АвтоВАЗ» получил контроль над бывшем заводом Nissan в Санкт-Петербурге и пообещал начать там производство машин совместно с китайским партнером — то есть сделать что-то похожее на те же «Москвичи».
Формально такие автомобили будут считаться отечественными, но пока степень их локализации остается минимальной, так что из российского в большинстве этих машин только название.
У водителей не остается выбора
Январский показатель доли рынка в 38% для китайских машин — это новая реальность, а возможно, и не предел, считают опрошенные эксперты. По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, выбора у покупателей отныне действительно нет.
«На первичном рынке мы доедали то, что было ввезено ранее, и во многом это позволило дилерам пережить 2022 год. Сейчас эти запасы кончились. Естественно, что теперь будет нарастать доля того, что все еще поставляется и производится. Из местного это Lada Granta, альтернатив которой нет. Да, есть UAZ Patriot и Niva, но это нишевые машины. Остаются китайские автомобили», — констатирует эксперт.
Азат Тимерханов из «Автостата» дает схожий прогноз: «Доля китайских машин на рынке новых легковых автомобилей растет с каждым месяцем. Даже если этот тренд прервется, то их доля вряд ли опустится ниже 30%. Думаю, что в целом по 2023 году китайские марки способны занять на нашем рынке долю в 35–40%. А при определенных (оптимистичных) условиях и превысить 40%».
Независимый аналитик автомобильной промышленности и рынка Владимир Беспалов также не видит причин к снижению доли продаж китайских машин в России в обозримом будущем.
«Увеличение доли китайских машин на российском рынке продолжится. Но в 2023 году они вряд ли суммарно обойдут по продажам отечественные бренды, хотя само понятие отечественного бренда в нынешних условиях размывается», — считает Беспалов.
Напомним, что консолидированный прогноз АЕБ на 2023 год подразумевает рост продаж в России легковых и легких коммерческих автомобилей на 12% относительно 2022 года, до 770 тыс. машин. И это еще без учета показателей по параллельному импорту. При этом один только АвтоВАЗ желает продать 400 тыс. автомобилей Lada. Свою долю займут UAZ и коммерческие грузовики ГАЗ. Логично предположить, что оставшаяся доля рынка будет поделена между китайскими брендами и параллельным импортом.
Подбор автомобилей из Европы и Америки под ключ! – AUTO-EXPERT67