Как правильно завести автомобиль
Иногда даже такая простая операция, как запуск двигателя, может вызывать сложности у автомобилистов. Неправильные действия приводят к пропаданию искры, заливке свечей, загрязнению каталитического нейтрализатора, задирам в цилиндрах и бесполезной трате энергии аккумулятора. Как же правильно запускать мотор.
Как завести автомобиль с механической коробкой передач?
Современная электроника автомобиля управляет зажиганием, подачей воздуха, приготовлением идеальной смеси и другими системами, обеспечивающими безопасность транспортного средства. Однако от водителя тоже зависит очень многое.
Неправильный запуск мотора может обернуться неприятностями. Если ребенок или неопытный водитель сначала включит передачу, а затем случайно или намеренно повернет ключ в замке зажигания, то автомобиль может рвануться вперед и спровоцировать ДТП. В какой-то мере неправильные действия компенсируются программной защитой.
![](https://auto-expert67.ru/wp-content/uploads/2024/02/aqabmnuhqbsxkjfgkwtg4tmqkdoisiiazmkzzq_mrkdh9tw4qixbqqiafhudzha3pttvdduaao2-5v2v638uwb0ssvg-1024x577.webp)
С датчиками, отслеживающими положение педали бывают проблемы. Иногда они отсыревают после поездок через небольшие лужи и речки вброд, отчего датчик не реагирует на выжатую педаль. Тогда мотор не заводится, вызывая недоумение у мастеров сервисных центров, которые прежде чем обратят на него внимание успевают перетряхнуть свечи, катушки и систему подачи топлива.
Правильный порядок действий для запуска мотора в автомобиле с механической коробкой следующий:
- Необходимо нажать на тормоз правой ногой и зафиксировать машину на месте;
- Затянуть ручной тормоз;
- Вставить ключ в замок зажигания;
- Выжать левой ногой сцепление;
- Перевести рычаг коробки в нейтральное положение;
- Повернуть ключ в положение старт и завести мотор;
- Отпустить педаль сцепления и дать машине прогреться.
![](https://auto-expert67.ru/wp-content/uploads/2024/02/aqabysjllkqnepcpzs0dfurgab12_xy8w-at38rvmvsod8fv60o3k4-a3mzddyymsss5dfxmkmauws-skscg7tfkau-1024x683.webp)
Запуск мотора на машине с автоматической трансмиссией
Запуск мотора на машинах с автоматической коробкой передач немного отличается. На них нет прямой привязки систем безопасности к педали сцепления. Рычаг автоматической коробки заперт в положении паркинг до тех пор, пока не будет заведен силовой агрегат.
Для запуска мотора требуется выполнить такие действия:
- Выжать педаль тормоза.
- Вставить ключ в замок зажигания и повернуть в положение «старт».
- Затянуть стояночный тормоз и дать мотору прогреться.
Как завести дизельный мотор?
Запуск дизельного мотора имеет свою специфику. Огромное значение для него имеет температура окружающего воздуха. Если наступили холода и утром лужи покрылись льдом от заморозков, то перед стартом необходимо прогреть топливо. На современных агрегатах это делается с помощью свечей накаливания. При включении зажигания они греют камеры сгорания и доводят их температуру до рабочих значений.
![](https://auto-expert67.ru/wp-content/uploads/2024/02/aqabsuxfsd8ta-jw396ygxjp8gflhsacvho_2ylpxv_2c_wird9lxl54ikabcdentxc6iywajorw4lnnne-muqxhito-1024x683.webp)
Свечи накаливания активируются при включении зажигания и работают до срабатывания стартера. Поэтому ключ в замке зажигания необходимо повернуть сначала в положение «ON» и подождать три-четыре секунды. На приборной панели должен загореться желтый значок в виде электроспирали, обозначающий работу свечей накаливания.
В тот момент, когда значок погаснет, можно поворачивать ключ до упора в положение старт. При этом на машинах с механической коробкой потребуется также выжать педаль сцепления и перевести рукоятку механической коробки в нейтральное положение.
После запуска дизельного мотора необходимо дать ему около минуты поработать на холостых оборотах и подождать, пока насос прокачает масло по системе смазки. После этого можно начинать движение.
Причем надо помнить, что основной прогрев дизельного мотора происходит во время движения. В первые 5 минут нельзя раскручивать мотор до свыше 3 тысяч оборотов и прибегать к активным разгонам.
Холодный запуск
Самым опасным режимом работы любого двигателя является холодный запуск. Через несколько часов простоя масло уходит в картер и оставляет рабочие детали с минимальной защитной пленкой. При запуске эта пленка пробивается трущимися поверхностями деталей, отчего в первые секунды мотор работает на износ.
Затем насос прокачивает масло, защита деталей восстанавливается, и выработка сокращается в разы, но первых двух секунд вполне достаточно, чтобы нанести мотору небольшие повреждения.
Поэтому перед холодным пуском необходимо минимизировать негативные последствия. После срабатывания стартера нельзя добавлять газ и раскручивать мотор до высоких оборотов, как это делали водители на старых карбюраторных двигателях.
В этот момент возникает риск повреждения стенок блока цилиндров из-за неравномерного температурного расширения деталей мотора. Чугун, алюминий и сталь в первые секунды могут сокращать зазоры, от чего есть риск залегания колец и ударов юбками поршней о стенки камер сгорания. При усердствовании с «газом» на стенках могут даже появиться задиры.
![](https://auto-expert67.ru/wp-content/uploads/2024/02/aqaba5wmo-7rwwtgcmcct2ko4h6ekk4qu-9hpiyx0slga5tthmmm23wtn5denv9brabklaryvgl5i7q5ltbp5sdkrmo-1024x682.webp)
После запуска мотора важно дать ему пару минут поработать на холостых оборотах, чтобы насос прокачал масло. Затем температура в камерах сгорания достигает рабочих значений и можно начинать движение.
Прогревание двигателя и трансмиссии производятся на ходу. Для этого от водителя требуется поддерживать медленный темп движения без активных разгонов и торможений. При этом надо помнить, что в холодную погоду во время медленной езды прогревается не только мотор, но и коробка передач. Когда температура охлаждающей жидкости достигнет 50−60 градусов, можно возвращаться к привычному темпу движения.
Продувка мотора
Если двигатель имеет проблемы с системой впрыска или с катушками зажигания, то при повороте ключа вспышки появляются не во всех цилиндрах, и двигатель глохнет. Несгоревший бензин частично выбрасывается в систему выпуска или попадает на контакты свечей зажигания. Эти капли препятствуют появлению искры. Водители тогда говорят, что «свечи забрызганы», и чтобы избавиться от топлива, необходимо продуть камеры сгорания.
«Прикуривание»
В морозы запуск мотора может быть затруднен. Происходит это часто ввиду потери заряда аккумулятора. Если виновата батарея, то на помощь может придти другой автомобилист и батарея от его машины. Процесс запуска мотора в этом случае на водительском сленге называется «прикуривание».
При «прикуривании» самое важное — не перепутать полярность батареи. Средний автомобильный аккумулятор дает пусковой ток 55−60 ампер, а этого достаточно, чтобы при коротком замыкании расплавить провода. Перегорают реле и прочая электроника.
Неправильное подсоединение проводов при работающем моторе автомобиля «донора» может обернуться следующими проблемами:
- Оплавление проводов;.
- Выход из строя электронного блока управления (ЭБУ);.
- Выгорание предохранителей;.
- Поломки генератора;.
- Отказ работы охранной системы.
![](https://auto-expert67.ru/wp-content/uploads/2024/02/aqabm6iqwmrlgezbgrr-vyuxp6hbl7yluavtguvu-gqtgwvwiisj_xxmwmjuk6glkl6gyyulu8nfjgzrmrczeh07mnq-1-1024x684.webp)
Правильный алгоритм «прикуривания» следующий:
- Заглушите двигатель автомобиля-донора;.
- «Плюсовой» провод батареи-донора подсоединяется к «плюсовой» клемме АКБ заглохшего автомобиля (реципиента);.
- Минусовой провод подсоединяется к кузову или неокрашенным частям двигателя автомобиля-реципиента;.
- Запускаем двигатель автомобиля с разряженным аккумулятором;.
- Снимаем провода в обратной последовательности. Здесь главное не перепутать; Сначала отключается «минусовой» провод, затем отсоединяется «плюсовой».
Если сдернуть плюсовую клемму с аккумулятора при работающем моторе, то возникает сильный скачок напряжения, вызывающий перегорание предохранителей и иногда даже повреждение ЭБУ.
После запуска машины с севшим аккумулятором необходимо время для зарядки ее батареи. Для этого потребуется проехать около 100 км по скоростной трассе.
Запуск мотора «с толкача»
Способ запуска мотора «с толкача» в некоторых случаях оказывается лучше «прикуривания», потому как не грозит автомобилю перебоями в работе электроники после неправильного использования проводов. Правда этот способ доступен только для машин с механическими коробками передач.
Для запуска «с толкача» нужны помощники. Они толкают машину до скорости 5−7 км/ч, после чего водитель включает зажигание, вставляет рычаг коробки на вторую передачу и отпускает педаль сцепления. В моторе появляются вспышки и он заводится. Водителю необходимо сразу выжать педаль сцепления, поставить коробку на нейтраль и остановиться.